Наверняка вам хотя бы раз в жизни приходилось сожалеть о купленной вещи. Хорошо еще, если она стоит копейки, а если сумма, уплаченная за товар, достаточно обременительна для вашего кармана? Каковы наиболее частые причины неудачных покупок и как избежать разочарований в купленном?
Причина первая. Мы покупаем наспех
Многие предпочитают отправляться за покупками в хорошо знакомые места, как правило, ближайшие к дому. Но хорошо знакомые – это не всегда лучшие. Допустим, за обувью вы ходите в ближайший магазин, где всего-то десяток подходящих моделей. Таким образом, вместо того, чтобы ориентироваться на то, что вам действительно нужно, вы вынуждены выбирать среди упомянутого десятка. Какие-то модели дороговаты по цене, какие-то не нравятся по цвету или дизайну. В итоге остаются одна-две пары, которые более-менее вам подходят. Купив пару из «сухого остатка», вы очень скоро можете обнаружить, что она не радует глаз, неудобна в носке или вообще не очень качественная…
Как быть? Езжайте туда, где достаточно большой выбор. Например, на крупную ярмарку или в торговый центр. Если вы ничего для себя не подберете в одном бутике, перейдете в другой, третий… Рано или поздно вы найдете то, что надо.
Причина вторая. Мы слушаем чужие советы
Подруга может с пеной у рта уговаривать вас купить мультиварку или хлебопечку. Но, потратив деньги на этот агрегат, вы обнаруживаете, что у вас просто нет времени заморачиваться с ним. Он занимает место на кухне, а коэффициента полезного действия от него – ноль… В общем, как обходились без него, так и обходитесь. Хлеб вам проще купить в магазине, обедаете вы на службе, а по выходным ходите в кафе…
Как быть? Не поддавайтесь напору. Прежде чем купить какую-нибудь дорогостоящую вещь, спросите себя: «А оно мне надо? Буду я этим пользоваться?»
Сладко уговаривать умеют и торговцы. Видя, что вы заинтересовались вещью, они тут же начнут расписывать ее достоинства, если это одежда, то уверять вас, что она «как на вас сшита» (хотя сидит плохо). Помните, что главная цель продавца – продать вам товар. И чтобы сделать это, он может пойти даже на прямой обман. Доверяйте только себе, своим ощущениям, своему отражению в зеркале и проч.
Хорошие результаты дает система «отложенных покупок. Не покупайте вещь сразу, как только ее увидели. Подождите с недельку. За это время вы сумеете все обдумать и решить, нужна ли вам такая покупка.
Причина третья. «Импульсивные» покупки
Вам попалась на глаза какая-то вещь – и вы ее тут же приобрели. Потом пришли домой и расстроились – вещь вам не очень-то нужна, или оказалась при ближайшем рассмотрении не такой уж хорошей, как показалось вначале. И сдать ее назад не всегда представляется возможным.
Как быть? Если вещица недорогая, то, может, и нет большой беды в том, что вы себя порадовали и испытали временный всплеск эйфории. В крайнем случае можно кому-нибудь ее передарить. А вот если вы отвалили за нее четверть зарплаты…
Лучше всего, если крупные покупки будут запланированными. В день зарплаты вообще не рекомендуется что-либо покупать – это плохая примета. Но даже если вы не суеверны, тут чисто практический расчет: с зарплатой в кошельке мы обычно чувствуем себя богачами и потому можем позволить себе спустить крупную сумму…
Если же вы в этот день не планируете покупать что-нибудь «серьезное», то лучше взять с собой небольшую сумму денег. Увидите то, что вам приглянется – попросите отложить или подумаете, стоит ли вернуться за вещью…
Причина четвертая. Покупки в сетевых магазинах
В сетевом магазине вещь может выглядеть не так, как в реале. Например, ювелирные изделия на сайтах могут смотреться очень внушительно, хотя на деле у них совсем крохотный размер. Если же вы заказываете вещь по почте, то вам вообще присылают «кота в мешке». А отказаться от вещи, привезенной курьером или отложенной для вас в магазине, не у всех хватит духу. Часто курьер или продавец стремятся поскорее спихнуть вам товар, даже не дав его хорошенько рассмотреть…
Другая «фишка»: в магазине «случайно» не оказывается нужного товара, и вам предлагают аналогичный, который на самом деле не обладает нужными вам качествами.
Как быть? Оптимальный вариант – ездить за покупками самим. То есть сначала заказать по Интернету, потом самолично явиться в магазин… Не стесняйтесь просить дать вам внимательно рассмотреть вещь. Технику желательно проверить в работе (если это возможно).
Причина пятая. Нехватка информации
Вы решили купить какую-то вещь, но не знаете о ней ничего, кроме названия и приблизительного набора функций. Таким образом, вы даете огромную фору продавцу, который, пользуясь вашим незнанием, подсунет вам все, чего пожелает. А в случае претензий будет удивляться: «Как, вы же толком не объяснили, что вам нужно!»
Как быть? Никогда не отправляйтесь за покупками не «подкованным», если очень смутно представляете себе, что именно вам требуется. Почти у всех сейчас имеется Интернет, если не дома, то на работе. Там можно найти не только товары и их подробные характеристики, но и советы и рекомендации, как выбирать ту или иную вещь.
Если в Сети вы не смогли отыскать нужную вещь, то выпишите все требования к желаемому товару на листок бумаги и уже с этим листком отправляйтесь в магазин. Тогда продавец по крайней мере будет чувствовать свою ответственность перед вами, и вы сможете предъявить ему претензии, если он предложит вам то, что не соответствует вашим пожеланиям.