Главная » Полезно знать » Экслюзив |
Давайте уважать продукты питания
«Мы живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить» (афоризм древних философов). Воспитывать бережное отношение к продуктам питания надо уже с детства. Выработанные веками своеобразные своды правил помогут нам в этом. В нашей семье дети сызмальства становились членами «Общества чистых тарелок». Нет, к мытью посуды это не имело никакого отношения. Мы должны были съедать всю еду, которую нам давали. Выбросить кусочек хлеба, пусть даже зачерствевший, считалось большим прегрешением. Думаю, что подобное знакомо каждому человеку, выросшему в Советском Союзе. Возможно поэтому мне невыносимо видеть и читать, что Германия, где я сейчас живу, выбрасывает в год треть всех производимых в стране продуктов питания. В пересчете на каждого жителя, включая новорожденных младенцев, ежегодно отправляется в мусорные контейнеры более 100 кг пригодной в пищу еды, часто нераспакованной, на сумму в 300 евро.
Крестьяне, перебирая выращенные овощи и фрукты, должны сортировать их согласно принятым торговлей стандартам. Помимо ограничений, введенных самой Германией, фермерские хозяйства должны выполнять требования, предъявляемые к продукции и Европейским рынком. Если картофель не той формы, помидор недостаточно красный, а у яблока черенок в неположенном месте – все это считается некондиционным и подлежит уничтожению. Налицо — принцип кривого огурца. И, как подсчитали статистики, таких «кривых огурцов» в год набегает до 40% от всего собранного урожая. Пищевая индустрия выпускает товара гораздо больше, чем требуется. К примеру, пекарни выбрасывают до 20 % хлебобулочных изделий. На свалки вывозятся целые грузовики зачерствевшего хлеба. Организации системы питания, особенно те, что действуют по принципу «буфет, или шведский стол» придерживаются следующего правила: все блюда из указанного в меню ассортимента должны быть приготовлены независимо от количества клиентов и это разнообразие остается до закрытия кафе или ресторана. Однако согласно распоряжению Министерства питания приготовленное блюдо, выложенное на тарелки, через 3 часа подлежит утилизации. А с 2006 года подобную продукцию нельзя отправлять ни в зоопарки, ни на корм скоту! Торговля в погоне за покупателем предлагает все новые и новые сорта продуктов питания. Если 15-20 лет назад можно было видеть на прилавках 3-5 видов сыра, то сейчас его стало в 5-7 раз больше. К чему это приводит? К тому, что, попробовав несколько разных сортов, я останавливаюсь на 2-3. которые мне больше нравятся и подходят по цене. И так поступает каждый. Гурманов, желающих при каждом походе в магазин, купить все, что имеется в ассортименте, чрезвычайно мало. «И, что же?» – скажете вы. — «Снова вернуться к тем временам, когда, как в СССР, мы ходили в магазин не за Краковской или любительской колбасой, а просто за колбасой, которую, возможно, (если повезет), «выбросят» на прилавок?» Нет, конечно, ни сегодняшний покупатель, вкусивший прелесть выбора, ни торговые организации на это не пойдут. Далеко не все магазины и супермаркеты используют систему скидок на товары, не пользующиеся спросом или с заканчивающимся сроком реализации. Самая крупная сеть супермаркетов «Альди», например, никогда не продает уцененные продукты питания, предпочитая выбрасывать их на помойку. Контейнеры на территории продуктовых магазинов каждый день заполняются сотнями наименований пищевых изделий, подлежащих уничтожению. Именно поэтому определенная часть населения предпочитает «вылавливать» такие неликвиды. Для них даже создано специальное понятие «Ныряльщики в мусорные баки». Причем, делают они это не только из скаредности, нежелания покупать все официальным путем. Они таким образом выражают свой протест против с их точки зрения бесхозяйственности, ничем не оправданной расточительности властей. Кстати, немногие из нас знают, что в Германии существует два варианта сроков хранения продуктов питания. Это Verbrauchsdatum и Mindesthaltbarkeitsdatum. Что означают эти слова и в чем между ними отличие? Verbrauchsdatum – это настоящий срок использования продукта в нашем «советском» понимании этого слова. Такая отметка ставится на скоропортящихся продуктах: мясе и фарше, птице и рыбе. Ставя Mindesthaltbarkeitsdatum на своей продукции, производитель «говорит», что до этого срока он гарантирует покупателю наилучшее качество данного товара. В зависимости от самого изделия его можно использовать без ущерба для здоровья еще достаточно долгое время. Но для многих покупателей дата на товаре – это магическая граница, означающая окончание пригодности продукта. Именно так считает более 70 % населения. Почему же торговые организации не озаботятся тем, чтобы разъяснять покупателям подобные важные мелочи? Любой покупатель решает, что если до конца срока хранения, например, этой упаковки сыра, осталась неделя, то лучше он возьмет аналогичную упаковку с более долгим сроком. Кто же сам себе враг? Так зачем «искушать» людей тем, что на полках одновременно может находиться сыр с тремя сроками реализации? Ведь совершенно очевидно, что выбор покупателей падет на самую отдаленную дату. Германия – страна экономически благополучная. И что бы ни говорили нам сегодня с экранов телевизоров, что бы ни писали в газетах о людях, живущих за чертой бедности, трудно поверить в то, что есть в ФРГ голодающие. Более того, те же средства массовой информации отмечают, что многие здесь покупают больше, чем могут съесть. Эти излишки, пролежав в холодильнике или в кухонном шкафу какое-то время, благополучно отправляются в мусорное ведро, и их место тут же занимают новые, только что купленные с запасом продукты. Итак, проблема в стране стоит довольно остро. Но подобная ситуация существует во всех развитых странах. Вдумайтесь в следующие цифры: в ФРГ каждый год уничтожается 20 миллионов тонн продуктов питания, в Европе – 90 млн. т, во всем мире – 1,3 миллиарда!
Что же следует делать, чтобы прекратить такое расточительство? Первое: приучать детей к бережливому отношению к еде с раннего детства. Как ни пафосно это звучит – воспитывать у них уважение к продуктам питания. Надо вырабатывать у людей другое сознание. Учить их рачительно вести хозяйство — покупать столько, сколько семья в состоянии съесть. Второе: активно проводить разъяснительную работу среди покупателей, в частности, насчет дат, указанных на продуктах. Там же необходимо указывать, сколько времени можно использовать купленный продукт со вскрытой упаковкой. Третье: заняться серьезным учетом, как это делают уже много лет в Великобритании. Там разработана государственная программа учета таких потерь и создана система их возможного сокращения. К счастью, Германия тоже встала на этот путь. Нынешний министр питания, сельхозпродукции и защиты потребителей Ильзе Айгнер (Ilse Aigner) заказала, наконец, в 2010 году подобные исследования одному из немецких научных институтов, и к середине 2012 года будут опубликованы результаты их работы. И, четвертое: активнее заниматься утилизацией некондиционной или просроченной пищевой продукции. Она также должна приносить пользу потребителю. Например, в виде биогаза. Это поможет Германии восполнять нехватку природных ресурсов. И тогда выбрасываемые сегодня на ветер 300 евро вернутся в наш карман.
| |||||||
Просмотров: 731
| Теги: |